ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА ИЛИ БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ КАК БОЛЕЗНИ РОСТА
УДК 159. 923
Выбор
профессии психолога, как и любой другой «помогающей» профессии, если он не
случаен, почти всегда базируется на желании помочь людям, которое, в свою
очередь основано на высших ступенях пирамиды ценностей Абрахама Маслоу –
потребностях в получении знаний и компетентности, а также в признании, любви и
уважении.
Вышеуказанные
потребности формируют мотивацию помогающего поведения, находящуюся в прямой
связи с профессионально важными качествами – интуицией, эмпатией,
инициативностью и вариативностью поведения консультанта в профессиональном
взаимодействии.
Если
же консультант сам имеет личностные проблемы вследствие низкойсамооценки, неуверенности в себе или
непроработанности индивидуальных личностных проблем в ходе обучения
консультативным навыкам, - в его отношении часто может сработать принцип:
«Невежа с инициативой –хуже вредителя», что приведет, как минимум, к завершению
консультативного взаимодействия, а в худшем случае – усугубит проблемы клиента
и сформирует негативное отношение и стойкое неприятие профессиональной
психологической помощи.
Итак,
более подробно об ошибках:
1.Когда не срабатывает метафора.
Пример:
Консультант: У одного из моих клиентов была похожая проблема…
Клиент: Причем тут другие люди…
Консультант: Ну так вот он вышел из положения таким способом…
Клиент (раздраженно перебивает): Да что мне как кто-то
как-то решает свои проблемы. У меня есть моя проблема и давайте заниматься мной…
Консультант:…..
В данной ситуации есть два возможных
объяснения: либо перед нами демонстративный клиент, может быть, с истероидной
акцентуацией характера, либо же достаточно актуализированная личность с низким
уровнем конформности и достаточной степенью осознанности своих проблем. В любом
случае, метафоротерапия, столь популярная в консультативной практике, особенно
у начинающих психологов, может не работать, просто не принимаясь клиентом.
2. Инициатива как работа вместо клиента.
Пример (популярный
анекдот):
Консультант: Как я понял, Ваши дела в последнее время идут не
очень?
Клиент: Да.
Консультант: Вас подводят деловые партнеры?
Клиент: Да.
Консультант: Вы перестали доверять людям?
Клиент: Да.
Консультант: У вас проблемы с потенцией?
Клиент: Да.
Консультант: Вы не доверяете своей жене?
Клиент: Да.
Консультант: У вас напряженные отношения?
Клиент: Да.
Консультант: Вы ее ненавидите?
Клиент: Да.
Консультант: Вы хотите убить свою жену?
Клиент: Отличная
идея, доктор!!!!!
Очень
часто клиенты появляются именно с запросом «Сделайте что- нибудь!» или
«Посоветуйте что-нибудь!». Желание помочь и пассивное поведение собеседника
невольно стимулирует начинающего специалиста на чрезмерно активную, ведущую
позицию в диалоге, - таким образом, ответственность за судьбу клиента
принимается консультантом: любое его забегание вперед и «форсирование» процесса
консультирования может быть принято клиентом, как руководство к действию.
3.Автоматизм профессиональных навыков (снижение
сензитивности как следствие эмоционального выгорания).
Пример
(популярный анекдот):
Клиент: Уже не знаю, что мне делать…
Консультант (устало): Да-да…
Клиент: Все так достало, сил нет…
Консультант (устало): Угу…
Клиент: Не вижу смысла в жизни… и никакого просвета.
Консультант (устало): Да-да, так бывает…
Клиент: Я начинаю задумываться о самоубийстве…
Консультант (думая о своем): Да, да, конечно…
Все начинающие психологи-консультанты,
в особенности ведущиечастную практику,
мечтают о потоке клиентов, готовы к 8-10 консультациям в день, не представляя,
что количество рабочих часов качественно усиливает уровень эмоционально-психологического
выгорания, и, как следствие, притупляет эмпатию, переводит процесс активного
слушания в речевой автоматизм, на уровень слов-паразитов, что рано или поздно
отслеживается клиентом, сводя на нет сформированные консультативные и
терапевтические отношения.
4. Экзистенциальные вопросы.
Пример:
Клиент: Как мне дальше жить?
Консультант: Угу…
Клиент: Нет, вообще,как
мне дальше жить, скажите?
Консультант: А как бы вы хотели?
Клиент: Да я вас спрашиваю! Как мне дальше жить и что
делать?
Консультант: Ну… в зависимости от того, что бы Вам хотелось…
Клиент: Я не знаю, я у вас спрашиваю, как мне дальше
жить?????
Консультант: Ну, давайте поговорим об этом…
Клиент: Да мы с вами уже две недели об этом разговариваем…
Скажите, как мне себя вести, как жить дальше????
Консультант: ….
Психологические ресурсы клиента, равно,
как и консультанта, небезграничны – появление вышеозвученного вопроса не должно
быть неожиданностью, но, как правило, формулировка «Как мне жить дальше?»
формально перечеркивает всю предварительную работу и является сильнейшим ударом
по профессиональному самосознанию. Как и в вышеописанной ситуации, удар по
самолюбию и профессиональный стресс консультанта настолько силен, что
начинающий психолог может невольно начать «подыгрывать» клиенту, поддаваясь на
его манипуляцию и судорожно включаясь в поиск решения, предлагая наугад не
всегда удачные, а главное, не видимые (не выработанные еще пока)пути решения вопроса.
5. Нарушение принципа нейтральности (в семейной
психотерапии).
Пример:
Клиент: Ну и как мне посоветуете вести себя с моей дочкой?
Консультант: Ну… если бы я был ее отцом, я бы…
Клиент: Да кто вы такой, чтобы быть отцом моему ребенку! Я
спрашиваю, как мне с ней себя вести!!!!
Консультант: Я имел в виду, что если бы на вашем месте бы я…
Клиент: Да меня не интересуете вы – воспитывайте своих
детей! Не лезьте в мою семью! Вообще я спросил, как МНЕ себя вести!
Наиболее ярко и
полно принцип нейтральности описан в контексте подхода системной семейной
психотерапии, в частности, в работах Варги А.Я:
Принцип
нейтральности утверждает: эффективная психологическая помощь семье требует сохранения
психотерапевтом нейтральной позиции. Он равно сочувствует всем членам семьи, не
присоединяется внутренне ни к кому и обеспечивает всем членам семьи равные
возможности говорить и быть услышанным и понятым.
Этот принцип
соблюдать непросто. Наиболее частый вариант его нарушения — попадание
женщин-психотерапевтов в позицию суперматери. В дисфункциональной семье
страдают все, но страдание детей видится ярко, особенно в нашей центрированной
на детях культуре. Кажется, что нерадивые родители несправедливо обижают детей.
Психотерапевт занимает позицию защиты маленьких и беззащитных, сообщая тем
самым родителям или матери этих детей: «Я была бы лучшей матерью этим детям, чем вы». Это сообщение очень легко
прочитывается, и мать, естественно, защищается и сопротивляется. Это
сопротивление, спровоцированное поведением терапевта, часто сводит все его
усилия на нет. Семья прерывает терапию [2].
6. Страх молчания клиента.
Молчание клиента неоднократно является
предметом обсуждения на интервизионных группах и супервизионных семинарах. У
начинающих консультантов, не умеющих в силу характерологических черт или
профессиональных соображений, «выдерживать паузу», именно первые минуты
ожидания рассказа или запроса клиента являются самым тягостным моментом, в
который переживается целая гамма фантазий по отношению к клиенту:
- клиент немотивирован и сам не знает, чего
хочет (индуцируется напряжение, связанное с переживанием непринятие клиента,
которое на него же и переносится в форме раздражения, что быстро становится
заметным через систему невербальной коммуникации);
- я не вызываю
доверия к себе, поэтому он (она) молчит (у консультанта нарастает напряжение,
связанное с сомнениями в своей профессиональной компетенции, способности установить
терапевтические отношения);
- клиент ждет от
меня каких-то направляющих действий или инструкций (иногда предположение не
лишено истинности, особенно, если не проводилось первичное интервью или
исследование личности);
- клиент мною
манипулирует (умозаключение возможно из предыдущего пункта).
7.
Молчаливый участник группы личностного роста.
Пример:
«Спой, светик, не стыдись!» (И. Крылов).
Консультант-ведущий:
Большое спасибо всем, что
поделились своими ощущениями, как нам здесь было!
Клиент
1: А почему молчит Сережа?
Клиент
2: А мне бы хотелось услышать от
Сережи, как ему было!
Клиент
3: У меня сильное ощущение
незавершенности от того, что я так и не услышал Сергея!
Клиент
4: Сережа молчит, а у меня нарастает
ощущение тревоги!
Молчащий на протяжении сессии участник
группы личностного роста (особенно в гуманистических направлениях психотерапии
и психокоррекции), тоже часто фрустрирует неопытного ведущего, который
предполагает, что так и не смог «включить» человека в процесс групповой
динамики. На самом деле такой участник, часто непроизвольно, но, тем не менее,
осознанно, манипулирует вниманием группы, которая тут же обращает внимание на
малейшее проявление им чувств, эмоций и переживаний. И в начале сессии, когда
участникам предлагают поделиться своими ожиданиями и ощущениями, с которыми они
пришли, и в завершении, когда на финальном круге необходимо дать рефлексию
своих чувств и переживаний, внимание ведущего и участников обращается к одному
и тому же человеку, который дважды за время работы гарантированно получает
контрастный «душ» из чувств, эмоций, переживаний и внимания по отношению к
себе. Работа так или иначе идет, и еще неизвестно, кто фасилитирует группу…
Мы
не описали и половины возможных промахов в работе начинающего свою практическую
деятельность психолога – но, сколько специалистов – столько и ошибок.
Задачей
данной публикации было предостеречь молодого консультанта от некоторых
ситуаций, которые могут поколебать еще неокрепшее профессиональное
сознаниеили разрушить еще только
формирующийся авторитет.
Разумеется,
работа в данном направлении будет продолжена, так как в случае гармоничного
развития профессионализма опыт «ошибок трудных», выносимый из интервизионных и
супервизионных групп, должен обязательно способствовать главному принципу оказания
любой консультативно-психологической или психотерапевтической помощи –
принципу, известному еще со времен Гиппократа, признававшего слово первым
средством помощи человеку, а именно – «Не навреди!».
у нас на данном интернет-сайте подобран большой ассортимент умных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1072.html - триколор регистрация в личном кабинете
Привет всем. Открыла для себя: я уже 5 лет открываю сайты оперой, и лишь вчера узнала, что для нее можно установить расширения!!!!У меня естьhttp://www.opera-all.com/ - _великолепная идея, а именно: начнем делится ими!
P.S. Я запостила в раздел this - туда? Если нет, переместите!
здесь на веб-ресурсе http://www.justlady.ru/articles-148224-kak-nosit-uggi - http://www.justlady.ru/ подобран большой набор интересных статей на тему здоровья. здесь на данном сайте все статьи выложены всем желающим.
здесь на официальном веб-сайте [url - http://ublaze.ru/ подобран громадный выбор уникальных статей. на тему http://ublaze.ru/ - подключить модем к explay informer. на вышеприведенном веб-сайте все статьи выложены бесплатно и без прочей регистрации.