Психотерапия по электронной почте –
явление относительно новое в нашем социуме, хотяпсихологическимконсультированием в Сети занимаются различные
организации и специалисты – нам известен виртуальный кабинет психотерапевта
Николая Нарицына(www.naritsyn.ru),
консультативная рассылкаАндрея
Абрамова, центр психологической помощи "Ярославна"(www.pomogi.org.ru).
Как показал опрос, проведённый проектом «ПСИПОРТАЛ-столицасетевой психологии» - www.psy.piter.com(издательский дом «Питер», Россия),большинство проголосовавших (46,55%) уверены в том, чтопутём виртуального диалога возможно достичь
разрешения некоторых личностных проблем, что укрепляетмнение о необходимости и полезности такого
нововведения нашей эпохи высоких технологий. Однако данное исследование ставит
перед собой задачу прежде всего подвести под описанную деятельность хотя бы
частичную теоретическую базу.
Когнитивно-динамическая психотерапия,
основанная на переписке по электроннойпочте, разработана Ю.В. Кузнецовым (2000). Первоначальной задачей
психотерапии по электронной почте являлось сравнение субъективных представлений
пациента (клиента) и семантического анализа системы его ценностей с объективно
существующими условиями жизни, определяемыми социумом, средой существования.
Все проблемы, в том числе имедицинские
симптомы, рассматриваемые в ряду прочих феноменов, обусловливаются несоответствием
субъективной и объективной системценностей и как следствие – ценностной дезадаптацией. В процессе
работыраскрывается динамика
формирования субъективной системы ценностей, влияния на неё онтогенетических
факторов воспитания, воздействия среды, ипараллельно, рассматривается изменение условий жизни, динамика
формирования объективной системы ценностей, устанавливаются до того
неосознаваемые взаимосвязи их с проблемой пациента. Выявив события,
сформировавшие дезадаптативную тенденцию (ценность), пациент её переоценивает с
новых позиций, вследствие чего сам факт утрачивает своё влияние эмоции, являясь
непосредственной оценкой субъектом объекта, приобретают большую адекватность.
Например, если проблема пациента вызвана приоритетом в его сознании социальных
ценностей над личностными, эмоции подавляются в угоду определённому имиджу,
взгляду со стороны, «общественному мнению», то, установив взаимосвязь этой
проблемы с наказанием родителями за «провинность»перед посторонними, за плохие оценки окружения
(в том числе и в школе), пациент видит их неактуальность, меняет к социальным
ценностям своё отношение,понимая, что
окружающий мир значительно изменился и необходимым условием существования
становится уважение и проявление собственных оценок, эмоций.
Во время переписки психотерапевт-оператор,
задавая вопросы, избегает навязывать пациенту свою точку зрения, а также
какую-либо теорию, помогает ему решить проблему с его позиции, учитывая
собственное мировоззрение пациента, что позволяет избежать ряда этических
проблем психотерапевтической помощи по электронной почте [1].
В противовес существующему мнению, что
психотерапия по электронной почте (далее - п.п. э. п.) может носить только
рекомендательную функцию, в излагаемой методике психотерапии дача советов
оператором избегается, пациент наводящими вопросами подводится к решению своих
проблем самостоятельно.
Создав в процессе психотерапии по электронной почте
устойчивую и адекватную мотивацию на излечение, проработав
когнитивно-эмоциональные аспекты проблемы, пациент найдёт способ дальнейшего
клинического лечения, пользуясь местными возможностями.
К достоинствам психотерапии по электронной
почте можно отнести:
1. Её
актуальность для нашей страны, так как значительная часть населения удалена от
центров психотерапевтической помощи;
2.
Стопроцентная возможность супервизии, поскольку переписка может сохраняться
сколь угодно долго в полном объёме;
3.
Беспрецедентный уровень анонимности обращающихся, т. к. Интернет позволяет
открывать анонимные почтовые ящики с вымышленными псевдонимами (никами), что
ведёт к максимальной открытости пациента;
4. Особое
использование возможностей цитирования как терапевтического инструмента,
связанного с автоматизацией этой функции по переписке;
5.
Возможность взаимозаменяемой и коллективной работы психотерапевтов-
операторов,
экспертов различных направлений, связанных между собой не обязательно
непосредственно, а при помощи компьютерной связи в любых точках мира;
6. Не
исключается интеграция индивидуальной и групповой психотерапии, связь только
что обратившихся пациентов с уже прошедшими курс психотерапии, при
необходимости привлечение различных компьютерных тестовых итренинговыхпрограмм.
Наряду с новыми возможностями, такими как
исключительная анонимность не только индивидуальной, но и групповой работы,
безграничная доступность, в Интернет-психотерапии существуют следующие
проблемы:
1.
Этические, так как психотерапевтическая помощь по сети Интернет рождает
специфические, ещё недостаточно изученные риски, возможность хакерского
вмешательства в переписку и т.д.
2.
Юридические, связанные с тем, что Интернет – всемирнаясеть, выходит за рамки национальногозаконодательства, регламентирующего
медицинскую (психотерапевтическую – прим. ред.)помощь.
3.
Методологические – из-за ограниченных возможностей в диагностике в связи с
недостаточной обратной связью, её в основномтекстово-ориентированным характером; необходима дальнейшая разработка
принципиально новых, адаптированных для применения в Интернете методик психотерапевтической
помощи[2].
Надо сказать, что п. п. э. п. довольно
вомногом напоминает ситуацию
психоанализа: клиент максимально свободно ассоциирует, изредка прерываемыйтерапевтом ("Постойте… А вот с этого
момента поподробнее...") с цельюактуализации и углубления в нужном направлении. Как и в психоанализе,
терапевт, невидимый для клиента представляет своеобразный миф: его вроде бы и
нет – можно не стеснятсяирассказывать всё, что приходит в голову, но в
то же время он (терапевт) всегда незримо следует с вами. Общение «без лиц» даёт
возможность клиенту говорить (писать) что угодно, без опасности уловить в лице
терапевта какую-то оценку (или приписать её индивидуальному случайному
мимическому движению,жесту) и
прекратить рассказ.
Как это не парадоксально, но в
процессеп. п. э. п.очень важен специфический аспект проживания
ситуации– в моментнабора текст рассказа не только осознается, а
чаще всего и проговаривается, тактильно «ощущается» пальцами, а потом ещё и
видится – полисенсорность позволяет чётче представить и осмыслить проблему, вплоть до
частичного снятия напряжения.
Конечно, и здесь
присутствует явлениет р а н с ф е р
а(перенос своихчувств и эмоций клиентом на терапевта) из-за
которого коллегаЗ. Фрейдабыл вынужден прекратить сеансы психоанализа –
пациентка стала проявлять к нему сексуально ярко окрашенные чувства. В
интернете, конечно, понятия лица нет вообще, а консультант – человек иногда
неопределённого пола, и выдать его могут разве что грамматические формыглаголов или личные местоимения, хотя в
некоторых западных триллерах ужефигурирует сюжет с маньяком, терроризирующим психотерапевта-оператора.
Но это, несомненно, зависит от того,насколько близко можно допустить человека к себе, чтобы он решил, что
можетуправлять и манипулировать психотерапевтом,
а это уже вопрос профессионализма.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Психотерапия и
интернет//Психотерапевтическая энциклопедия (под ред.Б.Д. Карвасарского)- СПб.:
"Питер", 2000;
2. Психотерапия
по электронной почте Кузнецова //Психотерапевтическая энциклопедия (под ред.
Б.Д. Карвасарского) - СПб.: "Питер", 2000.