С правовой и
экономической точки зрения «психологическая услуга» – это любые мероприятия (индивидуальное
консультирование, психотерапия, групповая тренинговая или психокоррекционная
работа) или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые, в
основном, неосязаемы и не приводят к получению чего-то материального.
Рынок психологических услуг
не похож на другие рынки главным образом по трём фундаментальным причинам:
1.Услуга не существует до ее
предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их
получения, поэтому сравнить можно только ожидаемые выгоды и полученные;
2.Услугам присуща высокая степень
неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам
затрудняет продвижение услуг на рынок;
3.Услуга требует постоянного участия
заказчика в ее реализации, что психологически противоречит традиционному
пониманию: «услуга – это когда что-то делают за меня, но однозначно без моего
участия, что помогает мне сэкономить время или здоровье».
При всей сложности
понимания сути и значения психологической услуги, для нее, как раз в силу
«элитарности», свойственна сезонность – а именно: востребованность
квалифицированной и специфической психологической помощи во вполне определённые
календарные периоды, что позволяет специалисту грамотно спланировать рекламную
кампанию с учётом целевой аудитории. Итак, рассмотрим временные рамки, в
которые наиболее часто люди нуждаются в квалифицированной психологической
помощи.
Зимний сезон: наиболее традиционной для начала года является
«послепраздничная депрессия», которая на самом деле является достаточно
серьёзной и комплексной проблемой, возникающей на фоне следующих личностных и
социально-психологических факторов:
1.Эмоциональное
выгорание, развившееся в ходе новогодних и рождественских праздников;
2.«Синдром
отмены» на фоне прекращения употребления в пищу большого количества веществ,
относимых специалистами к классу «социальных лекарств», а именно – алкоголя,
кондитерских изделий (источники эндорфинов), наркотических психостимуляторов;
3.Социально-психологический
дискомфорт, вызванный фрустрацией базовых потребностей – финансовые проблемы,
вызванные большими предпраздничными расходами, необходимость ежегодного
профессионального самоутверждения и подтверждения компетенции;
4.Экзистенциальные
страхи – необходимость начинать все сначала, «с чистого листа», «с нового
квартала»;
Несмотря на достаточно
безобидные «симптомы», именно «послепраздничная депрессия» стала причиной пика
самоубийств в Москве и Московской области в третьей декаде января 2008 года.
Традиционно максимальное количество обращений за психологической помощью
фиксируется в период с 20 января (так называемый «депрессивный понедельник»,
сразу после окончания серии зимних праздников) по 25-27 января.
Что же приводит к
стабилизации настроения и мобилизации общего психологического состояния у
широких масс населения уже через полторы-две недели? Ответ прост – вторая волна
праздников и события, которыми наполнен конец февраля и начало марта:
компульсивный шоппинг (подарки); интенсивное употребление фитоэстрогенов (пиво,
вино) и более мощных психостимуляторов; гормональный выброс, связанный с
изменением графика светового дня и пробуждением сексуального интереса к
противоположному полу.
Середина марта – начало весеннего сезона активного спроса на
услуги психолога-консультанта. Здесь запрос потенциального клиента может
возникать на фоне следующих факторов:
2.Неврастеническое «бегство» от
актуальной ситуации – «скорее бы закончилась эта зима, уже так хочется тепла»,
на фоне симтоматики синдрома хронической усталости;
3.Сверхценные идеи, как следствие
гормонального дисбаланса – подозрения в неверности сексуального или брачного
партнёра, супружеская ревность;
4.Неуверенность в себе, в собственной внешности
и сексуальной привлекательности – фрустрация потребности в принадлежности и
любви. Причины данного невротического состояния почти всегда напрямую связаны с
возрастом клиента и соответствующим ему кризисом развития – это может быть пубертатный
период (подростки и юноши), либо кризис среднего возраста (мужчины), а также
течение климактерического периода у женщин.
Наиболее часты обращения
к специалистам в период с 10-го марта до начала апреля. Затем наблюдается
наиболее продолжительный период «скрытого благополучия», который длится с конца марта до третьей декады июня.
Повышение температуры воздуха
знаменует наступление третьей, летней волны сезонного спроса на психологическую
помощь. В житейской психологии даже существует определения для характеристики
подобного состояния – «предотпускная истерия». Разумеется, здесь мы имеем дело
с разновидностью астенического синдрома, реализующегося в следующих
проявлениях:
1.Нарушения сна, ощущение разбитости,
усталости, головные боли проявляющиея в виде сжимающего обруча (неврастенический
шлем), ощущается чувство давления внутри головы ("вата в голове”), сумбур в голове ("вода переливается, треск”) [1];
2.«Директорский» невроз у руководящих
работников – они не могут справляться со своими обязанностями, находятся в
постоянном напряжении, вспыльчивы, дают противоречивые указания. Их раздражает
все и вся [1];
3.Повышенная (до панических атак)
тревожность – навязчивоежелание
поскорее завершить все дела перед отпуском – характерныспешка и скука. Клиент поскорее хочет уехать,
оставить в прошлом действительность, бежать от нее или разрушить – как любой
неврастеник борется с актуальным временем, с актуальной ситуацией [1];
Жалобы подобного
характера наблюдаются в период с конца июня до третьей декады июля. Спустя
три-четыре недели августовского затишья, в период «бархатного» сезона (конец
августа – вторая декада сентября) мы сталкиваемся с синдромом «послеотпускной
депрессии», который имеет ярко выраженную
гендерную симптоматику.
Вот наиболее типичные
симптомы послеотпускной депрессии у мужчин:
1.Страх возвращения к нерешённым
вопросам или перспектива неприятного разговора с руководством по поводу
недобросовестно выполненныхв последние
дни перед отъездом заданий и поручений;
2.Тревожное ощущение информационного
вакуума – страх упустить что-то из виду, быть не в курсе происходящего на
работе – вопреки расхожему мнению, мужчины не менее любопытны, чем женщины, и
остро переживают информационный голод. Неизвестность первого рабочего дня может
легко привести к панической атаке на рабочем месте («Всё сразу навалилось –
руки опускаются, не знаю за что хвататься!»).
3.Острая необходимость принимать
решения по массе накопившихся за период отсутствия на рабочем месте предложений
и запросов;
4.Подозрения в недобросовестной
конкуренции со стороны коллег и подчинённых, которые в его отсутствие допустили
промахи или ошибки, приведшие к убыткам или краху проекта.
Послеотпускная депрессия ярче
выражена у женщин в силу их повышенной эмоциональности, и может напомнить о себе такими
переживаниями как:
1.Напряжение и дискомфорт при выходе на
работу, усталость и апатия к делам, которые раньше были интересны;
2.Острое ощущение рутины и будней – все
вокруг начинает казаться серым и совершенно неинтересным, до ощущения
нескончаемой беспросветной однообразности и безысходности;
3.Плохое настроение, вызванное резким
переходом из приятного, комфортного, состояния отпуска в напряженный рабочий
график со своими рамками и другим «скоростным режимом»;
4.Экзистенциальные переживания,
связанные с отсутствием ощущения смысла жизни: прошел отпуск, а с ним и
быстротечное время, молодость и т.д.
Завершающим этапом в
годичном цикле биоритмов можно считать традиционный период «сезонных
депрессий», начинающийся с третьей декады октября и длящийся до окончания
второй декады декабря. Свое состояние обращающиеся за психологической помощью
описывают в уже знакомых по началу календарного года симптомах:
2.Экзистенциальные
страхи, связанные с уменьшением длины светового дня (страх смерти, страх
грабежа, беспокойство за родных и близких);
3.Ощущение
утраты контроля за временем, снижения работоспособности, повышенная тревожность
«…ничего не успеваю сделать – только начал работы, а уже стемнело!».
При всей очевидности и
объяснимости, осеннее ухудшение настроения закономерно в большинстве случаев
успешно проходит под влиянием нарастания общего фона позитивных эмоций от
приближающихся рождественских и новогодних праздников третьей декады декабря.
Таким образом, при
наличии у практикующего психолога-консультанта эффективных навыков работы с
сезонными жалобами клиентов и планомерной организации рекламно-информационной и
психопрофилактической работы, существует возможность реального увеличения
экономической и социальной эффективности работы и престижа
профессионала-психолога.
Литература
1.Медицинская психология (методические
указания)./Автор-составитель Т. П. Пушкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр
психологии НГУ, 1996;
2.Ремарк Эрих Мария Черный обелиск. Роман – М., 1992.